Воскресенье, 05.05.2024, 00:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Гражданский брак [3]
Оккультизм [12]
Рок-музыка [4]
Сквернословие [2]
Мать Тереза [7]
О соблюдении заповедей [78]
О вредных добавках в пищу [6]
Интернет страшнее героина [9]
Можем ли мы христиане судить людей? [5]
высшее призвание христианина [22]
свидельства бывших алкоголиков [3]
Употребление языка [14]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Христианский сайт
Главная » Статьи » Употребление языка

Когда не знаешь, что сказать Часть 2
 

ПОСЛУШАЙТЕ

После недели скорбного молчания Иов начал говорить. Друзья молча слушали.

Третья глава открывает перед нами печальную действительность: Иов желал смерти. Однако я рад, что Святой Дух сохранил для нас эти слова. Если первая и вторая главы показывают героическую духовность древнего праведника, то вопль отчаяния и крик сердца третьей главы являют его человечность. Семь раз Иов спрашивает: “Почему?” (Иов. 3:11, 12, 16, 20, 21) И наши сердца вторят этому вопросу, потому что всякий, встретившийся со страданием, задает его снова и снова.

Насколько глубоким было отчаяние Иова? Настолько, что он проклял день собственного рождения (ст. 1). Настолько, что предпочел бы умереть сразу после появления на свет (ст. 11). После всех излияний по поводу того, насколько желанна для него смерть, в заключительных словах Иов рассказывает о двух чувствах, переполняющих его, – тоске и гневе. Да, он гневается на Бога, когда говорит:

“На что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком?” (Иов. 3:23)

Друзья молчаливо слушали жалобы, вопросы и вздохи Иова. К сожалению, похоже, что, вместо того чтобы услышать зов сокрушенного сердца, они начали подыскивать для него богословские ответы.

Люди, а в особенности мужчины, нередко следуют примеру друзей Иова: пытаются дать исчерпывающий ответ на вопросы души. Однако при этом они упускают из виду самое важное. Я испытал это на собственном опыте. Было время, в первые годы брака, когда моя жена боролась с разными трудностями и искушениями. Мы до глубокой ночи не ложились спать, беседуя на разные темы. Вот тогда, идя по следам друзей Иова, и я составлял в уме список стихов, которые, как мне казалось, должны были решить все ее проблемы. Потребовались годы, прежде чем я научился прислушиваться к голосу ее сердца.

Если бы вы были рядом с Иовом и слушали его жалобы, что бы вы сделали? Если бы он высказал лично вам свою тоску, уныние, гнев и страх, что вы сказали бы в ответ? Провели бы анализ, сопоставили богословские теории? Или, выслушав все слова и прочувствовав всю гамму его переживаний, просто произнесли бы: “Я не знаю ответов на эти сложные вопросы, но я буду слушать тебя. Я глубоко озабочен твоей бедой и пришел, чтобы быть рядом”.

Внимательно выслушать друга и найти слова сострадания и участия будет намного лучше многих умных и серьезных изречений, которыми друзья забросали бедного Иова.

ЧТО ГОВОРИТЬ?

Друзья Иова сидели с ним целую неделю. Они смотрели, слушали, плакали, но при всем этом так и не поняли, что чувствовал человек, сидевший перед ними в пепле. Он был сокрушен физически и душевно, а они, пришедшие для блага, стали вечным примером того, чего не следует говорить и делать.

НЕ ИЗОБРАЖАЙТЕ БОГА

Елифаз был первым, кто открыл уста. Он начал с признания того, что Иов действительно помог многим добрым словом (Иов. 4:3, 4). Однако затем все это обратил в упрек:

А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом (Иов. 4:5).

После этого упрека Елифаз совершил еще одну большую ошибку, проложив путь, по которому за ним последовали тысячи других. Он стал изображать Бога.

Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его (Иов. 4:7, 8).

Елифаз взял глубочайшую и сложнейшую проблему человеческих страданий и вместил ответ в маленький конвертик: “Ты страдаешь, потому что согрешил”.

В некотором смысле он был прав. Мы живем в мире, в котором действует закон воздаяния. О нем определенно учит псалом 1. Его же сформулировал апостол Павел в послании к Галатам: “Что посеет человек, то и пожнет”. Однако Елифаз ошибся, когда заключил, что любое наше страдание – результат сделанного нами греха. Он обвинил Иова в некоем тайном беззаконии, за которое тот и получил справедливое воздаяние.

Доктор А. Пирсон, говоря о проблеме страданий в книге “Библия и духовная жизнь”, напоминает, что здесь не может быть простых ответов:

• Некоторые страдания происходят оттого, что мы живем в падшем мире.

• Иногда беды случаются, потому что Бог совершенствует наш характер.

• Христиане часто страдают за Христа.

• Порой скорбь, подобно жалу в плоти апостола Павла, учит нас полагаться на Божью силу.

Часто, видя, как другие терпят горести и пытаются совместить то, что они слышали о Божьей любви со своей личной трагедией, мы чувствуем, что нужно что-то сказать. Нам кажется, что разумное объяснение облегчит страдание, придаст ему осмысленность. Однако будем остерегаться, чтобы не начать объяснять необъяснимое.

Пытаясь найти ответы, которые может дать только Бог, мы посягаем на Его место.

Старинный гимн начинается словами: “Если бы видеть так ясно могли мы, Боже, как видишь все Ты...” Но мы не можем. Поэтому простые, самоуверенные ответы могут нанести новые раны и без того измученному сердцу. Следует остерегаться, чтобы не зайти слишком далеко и не начать пытаться делать то, на что имеет право один Господь. Только Он, всевластный и любящий, в полноте знает причины всякого страдания. Лишь Ему известны Его пути и намерения.

В современных церквах можно найти не одного ученика Елифаза. Они весьма благожелательны, но также и не менее самоуверенны. Время от времени они появляются, скажем, в больницах, изображая Бога и объясняя людям, почему с ними все это произошло. Они цитируют Писание, безапелляционно срывая завесу с любой тайны. Но не было ли бы мудрее оставить Божие Богу?

Не будем вести себя так, словно мы знаем Господни мысли и намерения насчет чьей-то скорби. Не будем изображать Бога.

НЕ РАССУЖДАЙТЕ ШАБЛОННО

В продолжение своей речи о том, что невинные не могут страдать, Елифаз рассказывает Иову о своем ночном видении, которое однозначно доказывало – бедняга был сам во всем виноват.

И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне... И я слышу голос: “Человек праведнее ли Бога? И муж чище ли Творца своего?” (Иов. 4:12-17)

Иов, перенесший невообразимые потери и боль, не нуждался в советах, основанных на снах и видениях. Ему нужно было утешение более основательное, чем поверхностные, шаблонные фразы.

16 апреля 2007 года Соединенные Штаты узнали о жестоком массовом убийстве. Технический университет штата Вирджиния находился в пригороде города Блаксбурга. Самое умиротворенное место во всей области. Весенним утром, когда в учебных заведениях только начинались занятия, новостные каналы взорвались наводящими ужас “срочными сообщениями”. Студент вышеупомянутого университета, испытывавший психические проблемы в прошлом, ворвался в здание с оружием и расстрелял в общей сложности около 170 патронов, убив при этом 32 человека студентов и преподавателей, а затем застрелился сам. Акт невиданной жестокости потряс мирную жизнь сотен людей и вызвал волну боли и отчаяния.

Вскоре руководство университета обратилось за помощью к профессиональным консультантам. Как учащиеся, так и преподавательский состав нуждались в лечении душевных травм. Потрясенным людям были нужны слова утешения и поддержки. Помогли бы им поверхностные утверждения и шаблонные ответы на глубочайшие вопросы о боли, страдании и мировом зле?

Нашим скорбящим друзьям также не нужны стандартные лозунги. Возможно, наши намерения благи и лозунги соответствуют Писанию, однако рану на сердце невозможно залечить фразами: “Бог знает лучше”, “Господь забрал твоего ребенка, потому что он Ему там нужен” и даже “Все ко благу” из Рим. 8:28.

Если вы действительно хотите узнать, что нужно говорить тем, кто терпит скорбь, прочтите слова, с которыми Иов обратился к своим друзьям после речи Елифаза.

ВСЕЛЯЙТЕ НАДЕЖДУ

Иову была нужна надежда. Он спрашивает друзей:

Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? (Иов. 6:11)

Находясь на самом дне, он в ярких красках изобразил картину глубочайшей сердечной нужды:

Братья мои неверны, как поток, как быстро текущие ручьи, которые черны от льда и в которых скрывается снег. Когда становится тепло, они умаляются, а во время жары исчезают с мест своих. Уклоняют они направление путей своих, заходят в пустыню и теряются; смотрят на них дороги Фемайские, надеются на них пути Савейские, но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда и от стыда краснеют (Иов. 6:15-20).

Эти слова указывают на трех друзей. Это они были подобны быстро текущим ручьям. Вот усталый путник ускоряет шаги, зная, что где-то впереди должен быть освежающий поток. Долгая дорога и изнуряющая жара угасили в нем все желания, кроме одного: добраться до воды. И вот перед ним лишь пересохшее русло. Так Иову были дороже всего утешительные слова надежды, но то, что он услышал, было сухо, как пустынный песок.

Пастор Билл Хайбелс в книге “Проход через комнату” показывает нужду отчаявшихся в словах надежды. Он советует читателям, о чем можно говорить со скорбящими друзьями. Вот несколько тем:

• Для терзаемых стыдом: “Милость и прощение сопровождают вас”.

• Для борющихся с вредными привычками: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете”.

• Для слабых: “Сила всемогущего Бога дается всякому, кто просит”.

• Для усталых: “Христос обещает покой душам”.

• Для бедных: “Богатство веры и полнота Духа”.

• Для больных и умирающих: “Вечная жизнь и новые тела после воскресения”.

Важно помнить, что нельзя забрасывать этими истинами нуждающихся в утешении, иначе они тоже превратятся в пустые, поверхностные лозунги. Слова надежды, когда отчаяние заполнило собой все, станут бесценным даром, если будут сказаны с нежностью и в нужное время.

В самый разгар тягостного и удручающего разговора с друзьями речь Иова вдруг вспыхивает яркой, сияющей надеждой. И мы можем поделиться его словами с другими страдающими душами, чтобы обновить в них веру и принести утешение:

А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов. 19:25-27).

Другое место Писания, которое может оказаться полезным в деле исцеления душ, – это слова Спасителя из Евангелия от Матфея 11:28. Жизненные перипетии, нужды и утраты могут вселить в Божьих детей сомнения в мудрости и любви Небесного Отца. Но именно к таким Христос и обратился с прекрасным и утешительным призывом:

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Прибегая в сильные и нежные объятия Господа, страдающие души находят покой, который может даровать только Он, – то ни с чем не сравнимое умиротворение от уверенности в будущей вечной жизни и в том, что Он рядом с нами каждый миг жизни земной.

Лучшая помощь, которую мы можем оказать нашим скорбящим друзьям, – это привести их в объятия мудрого и заботливого Бога. Там и обретается надежда.

БУДЬТЕ СОСТРАДАТЕЛЬНЫ

Иов говорит своим друзьям еще об одной своей нужде:

К страждущему должно быть сожаление от друга его (Иов. 6:14).

Шестая глава открывает перед нами сердечные воздыхания Иова. Тот, кто был “знаменитее всех сынов Востока”, стал теперь величайшим страдальцем земли. Выслушав болезненные обвинения Елифаза, он возжелал слов, которые были бы правдивыми, но сострадательными, искренними, добрыми.

Вы можете долго искать такие слова в речах трех друзей, благо, их речи длинны. Однако некое подобие доброты и сострадательности можно найти лишь в первых словах Елифаза, где он упоминает, что Иов восставлял падающих, поддерживал опустившиеся руки и укреплял гнущиеся колени (Иов. 4:3, 4).

А Иову нужно было нечто большее, потому что тоска была глубочайшей, а одиночество прямо-таки космическим. Вот что он говорит:

Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня (Иов. 19:13, 14).

Неудивительно, что Иов жаждал сострадания.

В 1979 году я потерял свою первую жену. Тяжело страдая от рака, она провела последние месяцы жизни в постели. Медицинские работники обеспечивали ей необходимый уход на дому. Но в дополнение к лекарствам наш дом наполнился многочисленными проявлениями любви от друзей. Они приносили нам вкусные блюда, звонили по телефону, присылали открытки с добрыми словами. Люди, которым она помогла до того, как заболела, всячески выражали свою признательность. Их слова были полны доброты и сострадания – тех качеств, которые Иов жаждал увидеть в своих друзьях, но так и не увидел.

Поэтому если вы желаете стать настоящим другом, приносящим мир и утешение, то скажите слова, которые будут идти не из головы, а из сердца. Вспомните незабываемые моменты, которые вы провели вместе. Скажите, что, если что-нибудь понадобится, вы всегда будете готовы и рады помочь. Проявите заботу и сострадание.

Нужно найти время, чтобы предаться добрым воспоминаниям и утешиться надеждой на будущее. Однако должно быть и другое время, когда вам следует набраться мужества и честно поговорить со страдающим человеком.

БУДЬТЕ ЧЕСТНЫ

В одном месте Иов, отвергая обвинения друзей, требует справедливости:

Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? (Иов. 6:25)

Он хотел знать, что они нашли в его жизни такого, что заслуживало бы постигшего его наказания. Что он сказал или сделал не так?

Страдая, наши друзья могут задаваться серьезными вопросами о том, что с ними происходит. Поскольку горе доводит их до крайнего напряжения, обостряя чувства и расшатывая психику, важно внимательно их слушать, бережно обращаться с их чувствами, предоставить возможность вести беседу. Может также оказаться полезным осторожно, но прямо спросить, какие вопросы их мучают. Нет ли у них сомнений или страха неизвестности.

Больные, знающие, что их недуг неизлечим, признаются, что им очень хочется поговорить с кем-нибудь об их состоянии и о том, что они чувствуют. Им нужен друг, который расспросил бы об их страхах и, конечно же, о смерти. Просите Бога указать вам, нужно ли возвысить беседу до такого уровня искренности.

Положим, ваш друг переживает боль развода. Вы можете прийти к нему с внимательным сердцем и сострадательной душой. Однако вы можете перейти и на другой уровень. Какие же искренние, но прямые слова могут быть сказаны в первые месяцы после развода? Например, такие:

• У тебя сейчас крайне уязвимое положение как физически, так и морально. Постарайся хранить свое сердце, разум и тело.

• Наверное, лучше не принимать поспешных решений насчет денег или места жительства.

• Детям придется бывать у обоих родителей, тебе нужно быть готовым к их вопросам.

Людям, находящимся в трудных обстоятельствах, нужны искренние слова любящего друга. Избегая болезненных тем, мы не ослабим, а усилим напряжение.

Я вспоминаю, как мы с еще маленькими детьми отправились посетить бабушку, умирающую от рака. Путь был долгим и утомительным, но находиться там было еще тяжелее. Особенно гнетущим оказалось то, что никто не говорил с больной прямо и открыто о ее болезни и неотвратимой смерти. То есть разговоры были, но все они касались разных бытовых тем и маловажных вещей. Мы словно старались “не замечать слона”: все думали об одном, но никто не осмеливался об этом заговорить.

А внизу, на кухне мы шепотом только и разговаривали, что о болезни и смерти. Наш семилетний сын услышал: “Бабушка умирает”, – и с детской невинностью отправился наверх: “Бабуля, дедушка сказал, что ты умрешь. Это правда?”

Бог употребил этого малыша, чтобы возгласить истину. Хотя и не лучшим способом, но договор молчания был нарушен. Все заплакали, бросились обнимать бабушку и друг друга и наконец говорить прямо и искренне. Мы словно вошли в реальный мир: начали обсуждать текущее положение и решать проблемы открыто и с любовью.

Дети не умеют держать язычки за зубами. А нам нужна Божья помощь, чтобы научиться находить искренние и своевременные слова для помощи людям в тяжелые минуты.

ТАЙНА СТРАДАНИЯ

Жизнь полна страдания, великого и малого. Некоторые явления, такие как землетрясения и эпидемии, являются природными бедствиями и затрагивают целые народы. Другие – концлагеря и теракты – плод человеческой злобы, оказывающей страшное воздействие на мир. Третьи, меньшего масштаба, но часто большей болезненности, касаются отдельных людей или семей.

Однако, какой бы ни была причина страдания, во всех случаях люди стремятся понять, почему оно пришло.

Мне хотелось бы, чтобы в последней главе Бог рассказал Иову обо всем, что произошло вначале. Когда в 38 главе Бог начинает говорить к Иову из бури, мы невольно ожидаем, что несчастный страдалец, наконец, услышит более или менее определенные ответы на свои вопросы. Но Бог не дает никаких ответов. Вместо этого Он задает вопросы, причем из области науки, касающиеся среди прочего зоологии, астрономии и метеорологии.

Иов в молчании стоит перед всемогущим Богом. Он хотел узнать ответ на вопрос “Почему?”, а Господь отвечал ему вопросом: “Кто?”

Урок для Иова, а вместе с ним и для нас, таков: если Бог управляет вселенной таким удивительным образом, то мы можем довериться Его мудрости и любви во всех непостижимых и необъяснимых тайнах жизни.

Прочтите 38 и 39 главы книги Иова, когда вы встретитесь с тайной страдания. И, выслушивая скорбные вопросы проходящих долиной плача, доверьтесь Богу, как величайшему Утешителю.

ПОЙДЕМ...

Рассказ об Иове заканчивается Божьим упреком в адрес трех друзей, а также чудесным восстановлением его самого. Он помолился за своих жалких утешителей, принесших ему одно огорчение, и после этого Бог благословил последние дни Иова вдвое против того, что было прежде. Родилось еще десять детей, и их счастливый смех наполнил дом. Какой прекрасный конец после сорока глав боли и горя!

Как же завершение нашего повествования может помочь в служении страдающим людям? Бог вернул Иову утраченное с избытком, а также воссоздал семью. Означает ли это, что мы можем обещать всем счастливый конец?

Знаменитая “глава веры”, то есть одиннадцатая глава послания к Евреям, может помочь нам в этом. Одни верою “избегали острия меча” (Евр. 11:34), а другие, имевшие веру, “умирали от меча”. Так же как существует тайна страдания, существует и тайна избавления.

Мы не знаем, что Господь совершит в будущем с нашими друзьями и любимыми, терпящими скорбь. Однако мы можем стать для них утешителями, готовыми встать рядом, внимательно слушать и говорить добрые и искренние слова.

Поэтому, увидев чью-то нужду, поспешим навстречу. Пойдем с посвященностью и чуткостью. Пойдем, помня слова Спасителя:

“Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне”. Тогда праведники скажут Ему в ответ: “Господи! Когда мы видели Тебя алчущим и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?” И Царь скажет им в ответ: “Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25:35-40).

Обращаясь к скорбящим с состраданием и заботой, мы отразим в себе Христову любовь. И, служа другим, мы послужим Ему Самому.
 Перепечатано с www.rbcintl.org


Категория: Употребление языка | Добавил: christianin (30.07.2009)
Просмотров: 475 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024