Воскресенье, 05.05.2024, 04:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Гражданский брак [3]
Оккультизм [12]
Рок-музыка [4]
Сквернословие [2]
Мать Тереза [7]
О соблюдении заповедей [78]
О вредных добавках в пищу [6]
Интернет страшнее героина [9]
Можем ли мы христиане судить людей? [5]
высшее призвание христианина [22]
свидельства бывших алкоголиков [3]
Употребление языка [14]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Христианский сайт
Главная » Статьи » Употребление языка

Когда не знаешь, что сказать Часть 1
 

КОГДА НЕ ЗНАЕШЬ, ЧТО СКАЗАТЬ

Древняя притча гласит: “И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным” (Притч. 17:28). Современный вариант этого изречения таков: “Лучше молчать и казаться глупым, чем заговорить и доказать это”.

Но как быть в тех случаях, когда речь идет не о нас? В те полные горя минуты, когда наши друзья страдают и сердце усиленно ищет слова утешения и поддержки?

Именно для таких случаев писатель Рой Кларк собрал воедино опыт своей жизни и пасторского служения, чтобы помочь нам, когда мы не будем знать, что сказать.

Мартин де Гаан II, президент Библейского радиокласса.

МИНУТЫ НЕЛОВКОСТИ

Мой отец любил пончики. Когда я был маленьким, где-то в сороковые годы, мы часто заезжали в кафе и угощались этим лакомством. Один из таких дней хорошо запомнился мне: после дюжины пончиков мы с папой сели в машину, и он сказал, что надо будет еще кое-куда заехать. А заехать нужно было к семье его сослуживца, умершего на днях.

Мы подъехали к дому, папа заглушил двигатель, но не вышел, а словно окаменел за рулем, глядя в пустоту. Эта пауза мне показалась вечностью, хотя длилось все минуты три-четыре. Наконец я не выдержал и спросил, пойдем ли мы на похороны. Тяжело вздохнув, отец опустил голову на руль и пробормотал: “Я не знаю, что им сказать...”

Похороны были нелегким испытанием для моего отца. Его мама умерла, когда он был еще очень юн. Возможно, смерть других людей напоминала ему о собственной утрате. В конце концов он сходил в тот дом, но потом молчал всю дорогу.

В жизни бывает много неловких и нередко болезненных моментов, когда мы не знаем, что сказать. Например:

• Ваш друг в больнице, врачи диагностировали рак, и он скоро умрет. Вам нужно посетить его, но вы не знаете, ни как себя вести, ни что говорить.

• Семья в вашей церкви пережила самоубийство сына. Никто не звонит им и не заходит. Люди не равнодушны, но растеряны и смущены.

• Молодую христианку бросил муж. Развод был болезненным, и вот теперь в воскресенье она, несчастная и одинокая, стоит в церкви возле выхода. Все отводят глаза.

Подобные случаи напоминают мне о трех друзьях Иова, которые услышали о его страдании и пришли его утешать. Семь дней они молчали, а когда молчание было наконец нарушено, стало ясно, что они попросту не знали, что сказать.

Если вы желаете стать утешителем, который действительно исцеляет, а не ранит, то вам стоит поразмышлять над первыми шестью главами книги Иова. Там мы можем научиться тому, что говорить, а также чего не говорить в те неловкие минуты, когда доброе слово важнее и дороже всего остального.



ОТЕЦ ГОДА

Если бы в древней земле Уц существовала награда “Лучший отец Востока”, то Иов, без сомнения, стал бы ее безоговорочным обладателем. Рассказ о нем начинается с замечательных описаний, рисующих перед нами портрет человека, жившего едва ли не совершенной жизнью. Материально он был весьма богат. Духовно был глубоко посвящен Богу.

В том состоянии, в котором он первоначально находился, Иов не нуждался ни в каком утешении ни от каких друзей. Однако, как часто бывает, рассказ на этом не закончился. Древний автор приподнимает завесу тайны, закрывающую небесные дела от земных очей, и повествует, как вместе с Сынами Божиими перед Всевышним предстал сатана. После этого в жизни Иова произошли драматические перемены.

ОБВИНЕНИЯ ВРАГА

Читая первую главу книги Иова, мы переносимся на небеса и слышим диалог, произошедший тысячи лет назад между Богом и сатаной. Из него мы можем довольно много узнать о дьяволе. В книге Откровения он назван “клеветником братьев наших” (Отк. 12:10), и именно таким он предстает в нашем повествовании. Он обходит землю в поисках согрешений, совершаемых падшим человечеством.

Что говорит ему Бог? Он обращает внимание противника на жизнь Иова и его благочестие:

Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов. 1:8).

Обезоруженный враг пытается нанести ответный удар, обвиняя Творца в том, что Он якобы завел Себе любимца. Не Сам ли Господь оградил Иова от всякого зла, послал благословение на его самого, его семью и все имение? Кто бы не поклонился Богу, Который дает все, чего душа желает? И вот, сатана бросает вызов:

...Простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя? (Иов. 1:11)

Тысячи лет спустя мы читаем этот рассказ, думается, без должного трепета. Возможно, мы слышали об Иове так часто, что наши уши стали невосприимчивы к потрясающей сути Божьего ответа врагу человеческих душ. Он позволил сатане отнять у Иова все, что тот имел. Если быть точным, Он перенес то ограждение, которое хранило праведника, только до пределов жизни и смерти. В остальном дьявол получил полную свободу действий.

Читая о том, как сатана обрушил бурю скорбей и бед на несчастного Иова, мы порой не понимаем, каким преимуществом владеем. Мы знаем то, о чем древний праведник понятия не имел. Он ничего не знал о небесном разговоре. Он лишь видел, как все вокруг него рушится и привычная жизнь становится уделом воспоминаний. Филипп Янси размышляет об этом в книге “Разочарование в Боге”:

«Бывает полезно рассматривать книгу Иова, как некоторое подобие детективного спектакля. Перед началом пьесы режиссер выходит к публике с коротким вступительным словом. Он в общих чертах описывает суть имеющей развернуться драмы, рассказывает о главных персонажах и объясняет, кто и что будет делать (Иов. 1-2). То есть все загадки разгадываются в самом начале, кроме одной: как поведет себя главный герой? Доверится Иов Богу или проклянет Его?»

Позже, когда занавес поднимается, мы видим на сцене одних актеров. По сюжету спектакля они не знают, о чем вначале говорил режиссер. Мы понимаем интригу, но главный детектив, Иов, должен распутать хитросплетение событий, произошедших с ним, в течение всей пьесы он ищет разгадку, которая нам известна с самого начала...

Что Иов сделал не так? Ничего. Он проявил лучшие качества, на которые способен человек. Не назвал ли его Сам Бог “непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла”? Почему же тогда он страдал? Отнюдь не в наказание. Он был избран главным арбитром в споре, произошедшем на небесах (Разочарование в Боге, 1992).

Мы часто обращаемся к книге Иова с тем, чтобы найти ответ на вопрос, почему страдают люди, однако его там нет.

ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ

Телефон зазвонил около десяти утра. Джим, наш старший сын, звонил из Индианы. Волнуясь и сбиваясь, он рассказал, как наш младший, Дэйв, зашел в магазин во время ограбления. В него выстрелили дважды – по разу в каждую руку. Теперь он был в больнице.

Мы добрались до Индианы в рекордные сроки. Прибыв в больницу, мы обнаружили у палаты Дэйва полицейского. Получив разрешение войти, мы еще раз услышали рассказ о неожиданном и шокирующем событии. Голос нашего мальчика был полон беспокойства и тревоги, поэтому мы решили прочесть ему Псалом 90. Это место известно всем верующим как одно из самых утешительных в Библии. Однако стихи 10 и 11 заставили нас остановиться:

Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих.

Дэйв указал глазами на свои раны и сказал: “А это что?” Наша вера в хранящего Бога подверглась серьезному испытанию.

Подобным образом и вера Иова была испытана рядом неописуемых утрат, которые к тому же шли одна за другой, оставляя ощущение, что весь мир рушится вокруг страдальца.

Итак, что он потерял?

ИМУЩЕСТВО

Об Иове сказано, что он был “знаменитее всех сынов Востока” (Иов. 1:3), и автор поясняет, чем наш герой снискал такую известность. В древнем мире богатство человека определялось размером его стад. Никто не имел скота больше, чем Иов: 7000 овец, 3000 верблюдов, 1000 волов и 500 ослиц. Чтобы пасти все эти тысячи, нужно было владеть еще и бескрайними полями. Однако все это исчезло в один день. Вестники один за другим приходили к Иову и сообщали:

...Напали Савеяне и взяли [волов и ослиц], а отроков поразили острием меча... Огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их... Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их (Иов. 1:15-17).

Потери Иова напоминают мне начало Великой депрессии в Америке, когда финансовые воротилы Уолл Стрит в течение нескольких часов стали нищими после обрушения рынка в октябре 1929 года. Люди выбрасывались из окон. Бывшие миллионеры встали в очереди за хлебом. Жизнь для них перевернулась с ног на голову.

В наше время слияний, сокращений и банкротств многие люди находят в своих почтовых ящиках уведомления об увольнении. И если такие уведомления получают христиане, их вера подвергается серьезному испытанию.

Впрочем, потеря имущества была не самым худшим из всего, что постигло Иова.

ДЕТИ

В дополнение к многочисленным стадам у Иова была также и большая семья: семь сыновей и три дочери. Надо полагать, что дети, даже повзрослев, остались близкими, потому что регулярно собирались на совместные пиры. Некоторые считают, что у каждого из семи сыновей был особый день в неделе, когда он приглашал к себе остальных братьев и сестер (Иов. 1:4).

Отец, разрешая детям веселиться, все же опасался, что они могут согрешить, пиршествуя, и поэтому вставал рано утром, чтобы молиться за них, а также совершал жертвоприношения (Иов. 1:5).

Трагедия того дня не обошла стороной и детей Иова. Вестник принес страшное известие:

Вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе (Иов. 1:19).

Все рухнуло. Мир померк перед глазами. Вначале все имущество, а затем и самые дорогие сердцу люди были отняты в один день.

Однажды, несколько лет назад, мне позвонил один из служителей церкви, в которой я тогда был пастором. Его сестра с детьми попали в ужасную аварию. Был дождливый вечер, и она с тремя дочерьми ехала в церковь. При подъезде к стоянке в них врезалась другая машина. Все три девочки погибли, а мама выжила. Моего друга попросили написать некролог, но он ничего не смог придумать и обратился ко мне за помощью.

Мы с женой приехали на похороны. Скорбящие родители, подобно Иову, потеряли всех своих детей. Сотни людей плакали. В тот день я прикоснулся к той безмерной скорби, которая постигла Иова, и ужаснулся ее величине.

А недавно во время вечернего воскресного богослужения я снова вспомнил об Иове и его потере. Мы пели гимн “Благословенно имя Твое”, слова которого несли в себе тайну невосполнимой утраты:

Благословенно имя Твое

В лунном сиянии, в звездном мерцании,

В солнечном свете, в молитве, в ответе

Благословенно имя Твое.

Благословенно имя Твое

В скорбном страдании, в горьком рыдании,

В тягостном горе, в бушующем море

Благословенно имя Твое.

Поэт, должно быть, вспомнил повесть об Иове, когда писал заключительные строки:

Щедро даруя, вновь забираешь, Раны врачуя, с нами страдаешь, В смерти и в жизни в небесной отчизне Благословенно имя Твое.

Подобными словами ответил и древний праведник на все свои злострадания. Мы читаем:

Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” (Иов. 1:20, 21)

Читая эти слова веры, я говорю в себе: “Иов, ты лучший верующий, чем я”. Почему? С 1963 по 1979 годы семья моей первой жены была выкошена раком. Вначале я лишился тещи, затем золовки, потом тестя и наконец в 1979 моя жена также умерла от рака. Не стало целой семьи. Все они были христианами, более того, ревностно служили Богу в церкви.

Как Спаситель в Гефсиманском саду ужасался и тосковал, так и я на коленях денно и нощно умолял Бога пронести чашу страдания мимо моей семьи, но все они умерли. Признаюсь честно: я не смог повторить слов Иова. Я кричал: “Почему?” Это общий вопрос, который задают все страдальцы, а равно их друзья и близкие.

Иов успешно прошел первое испытание своей веры, и враг решил приступить к нему с более изощренной пыткой.

ЗДОРОВЬЕ

После потери имущества и детей к Иову пришло еще одно испытание веры – потеря здоровья. Причина тому – еще одна атака сатаны.

И отвечал сатана Господу и сказал: “Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?” (Иов. 2:4, 5)

Господь разрешил сатане измучить Иова до такой степени, чтобы тот возненавидел жизнь.

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел (Иов. 2:7, 8)

Дэвид Аткинсон пишет об этом новом нападении врага:

«Ко всем несчастьям Иова прибавилась мучительная болезнь. С Божьего позволения сатана привел Иова в невыносимо болезненное и нестерпимо отвратительное состояние. Гнойные язвы, покрывшие страдальца от подошвы до темени, возможно, были признаками известной в наше время слоновьей проказы. Он удалился в пустынное место за городом, куда выбрасывали золу, и скоблил себя куском черепицы. Богач стал нищим, уважаемый человек – изгоем» (Слово Иова, 1991).

Потеря здоровья – тяжелое испытание. Возможно, вы или близкие вам люди переживали эти мучительные минуты ожидания диагноза. И каким страшным ударом, потрясающим все устои жизни, лишающим точки опоры и повергающим в отчаяние, звучит приговор: рак, ампутация, неизлечимо... Услышав подобное, люди чаще всего задают три отчаянных вопроса:

• Почему я?

• Почему так?

• Почему сейчас?

В такие минуты сердце томится над неразрешимой задачей, о которой пишет псалмопевец:

Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить? Неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род? Неужели Бог забыл миловать? (Пс. 76:8-10)

Такие вопросы – признак испытания веры. Их задают не только те, кто терпит боль, но и те, кто их любит.

Это приводит нас к еще одному испытанию, подобно последней капле прибавившемуся к страданиям Иова.

БРАК

Жена Иова, должно быть, смотрела на все происходившее в полнейшем замешательстве. Ведь ее муж был добрым и уважаемым человеком. А кроме того, молитвенником, кормильцем и защитником. Почему же все это с ним случилось?

Майкл Хортон в книге “Слишком хорошо, чтобы быть правдой” делится своим личным опытом:

«В возрасте 78 лет у моего отца Джеймса Хортона обнаружили опухоль в мозгу, требовавшую немедленной операции. Но операция прошла неудачно, и вскоре мы поняли, что папа обречен. Основа и опора нашей семьи, мама, дни и ночи проводила у его кровати, каждые пятнадцать минут поправляя подушки. А потом, за два месяца до смерти отца с ней случился обширный инсульт. Мы как раз ехали с похорон ее сестры, где она произнесла трогательную речь. Эта сильная и сострадательная женщина, посвятившая свою жизнь брошенным детям и забытым старикам, сейчас сама не могла обойтись без посторонней помощи. То были самые мрачные дни моей жизни, я бился над вопросом, почему Бог определил для моих близких самый худший поворот в самом конце жизненного пути. Не должны ли люди, подобно им посвятившие себя другим, особенно детям и престарелым, насладиться покоем хотя бы в свои последние годы?» (Слишком хорошо, чтобы быть правдой, 2006)

Подобные вопросы должны были преследовать и жену Иова, видящую жалкую и страшную картину. Для нее это было слишком тяжело, поэтому она просто сказала: “Похули Бога и умри” (Иов. 2:9).

Известный английский пастор Кэмпбелл Морган считает, что только те, кто стоял у постели страдающего дорогого человека, могут понять чувства жены Иова. Это вопль любящего сердца, это крик отчаявшейся привязанности: “Я больше не могу стоять здесь и смотреть, как ты страдаешь!”

Я думаю, это было самое суровое из всех испытаний, выпавших на долю Иова. Враг вложил слова спора, затеянного им на небесах, в уста любимого человека. Как хитро! Ангелы, должно быть, склонились, затаив дыхание, чтобы услышать, что скажет Иов.

Но он сказал ей: “Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” (Иов. 2:10)

Жена Иова, надо полагать, была в обиде на Бога, однако мы должны помнить, что Бог понимает эти проявления. Многие герои Писания выражали недовольство, гнев, обиду и непонимание в адрес Создателя. А Он относился к этому с терпением и снисхождением.

Но вернемся к Иову. Испытания, следовавшие одно за другим, истомили его дух и измучили сердце. Вначале он отвечал на все твердой верой, но затем понемногу стал впадать в отчаяние.

Если у нас есть друг, который, страдая, также стал терять надежду, что следует делать? Что говорить?

КАК УТЕШАТЬ?

Три друга Иова, Елифаз, Вилдад и Софар, узнали о его страданиях и пришли навестить его. Увидев старого друга в таком бедственном положении, они вначале сделали кое-что доброе (Иов. 2:12, 13). Однако впоследствии наш страдалец назвал их “жалкими утешителями” (Иов. 16:2). Рассмотрим все же несколько положительных уроков, которые можно извлечь из поведения этих трех мужей.

ПРИДИТЕ

И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места... и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его (Иов. 2:11).

Друзьям Иова кое-чего стоило это посещение: найти средства на дорогу, отложить важные дела, сойтись вместе. Все это требовало расходов и усилий. Но они все равно решили прийти.

Это напоминает мне рассказ, записанный во второй главе Евангелия от Марка. Речь там идет о четырех друзьях, пришедших на помощь пятому, страдавшему параличом. Макс Лукадо так изображает его состояние в своей книге:

«Его ноги были изогнуты, словно орнамент. Он видел свое тело, но не владел им. Кто-то должен был умывать его и одевать. Он не мог даже почистить себе нос или перевернуться на другой бок. “Несчастный”, – думали люди, глядя на него» (Он по-прежнему сдвигает камни, 1999).

Когда Иисус во второй раз пришел в Капернаум, четыре друга сказали расслабленному: “Мы отнесем тебя к Нему!” И ничто не могло остановить их в этом благородном устремлении. Увидев непроходимую толпу, они решили разобрать крышу, желая достичь Спасителя любой ценой. И в результате тот, кого принесли на постели, ушел домой своими ногами и с прощенными грехами.

Решение посетить скорбящего друга может даться вам нелегко. Однако он или она действительно нуждаются в утешении и заботе. Поэтому, если сердце побуждает вас, вы должны идти, не думая о причиняемых неудобствах или беспокойстве. Друзья Иова почувствовали внутренний зов прийти к нему и пришли.

ПОМОЛЧИТЕ

И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико (Иов. 2:12, 13).

Друзья Иова выражали скорбь в обычной для того времени на Ближнем Востоке манере: громко плакали, разрывали одежду и бросали вверх пыль. Затем они сели рядом с ним и молчали семь дней и семь ночей.

Нам, жителям 21 века с нашей зависимостью от встреч, музыки, телевидения и других подобных вещей, трудно представить себе это недельное молчание. Но было ли в нем что-нибудь плохое? Встретившись лицом к лицу с чьим-то страданием, нам не следует бояться тишины. Ведь мы приходим не как врачи или эксперты-богословы. Мы – друзья, которым не все равно.

Молчание может укрепить сердечные связи. Многие, пережившие трудные времена, свидетельствуют, что больше всего их поддерживали не слова близких, а дружеские объятия, слезы на глазах, сочувствующие улыбки, совместное молчание.

Стэнли Хервос написал книгу “Сострадание”, в которой замечательно описывает “служение молчания”. Его друг Боб пытался справиться с болью после самоубийства матери. Стэнли не мог заставить себя зайти к нему. Подобно многим другим, он просто не знал, что сказать. Наконец, собравшись с силами, он вошел в дом друга и просто сел рядом с ним, не говоря ни слова.

Вспоминая о том случае, Хервос заключает, что его молчаливое присутствие и было тем единственным, в чем по-настоящему нуждался его друг. Там не было пустых попыток объяснить психологию трагедии самоубийства. Не было пространных богословских аргументаций и цитат. Было простое присутствие, которое и подействовало как бальзам на раненое сердце. То же сделали друзья Иова. К тому же призваны и мы.
Перепечатано с сайта www.rbcintl.org из книги Роя Кларка "Когда не знаешь, что сказать"
Категория: Употребление языка | Добавил: christianin (30.07.2009)
Просмотров: 1908 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024