Советы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнём же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять!
А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя – того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение, ибо этот единственный суд приведёт нас в разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами Богу и людям, своим осуждением других. И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: «Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!».
И начнётся чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя» - начнётся преображение жизни вокруг нас.
«Ныне весна душам!» Святой Великий пост при дверях. Им да прорастёт семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.
Постом и молитвой принимает христианин силу Духа от Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает он дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают свет, рассеивающий тьму греховной жизни, ибо «…свет во тьме светит, и тьма его не объят» (Ин.1,5).И если грехом непослушания Богу вошли в жизнь горе, страдание и смерть, то только послушанием, постом и молитвой – этой нашей живой жертвой любви к Богу – возвращается в жизнь свет высшей правды, мир и радость.
Но любовь к Богу на земле по заповеди Божией является только любовью к людям. Сердце христианина может согреться и гореть только двуединой любовью и к Богу, и к людям одновременно. Если же наше сердце чёрство и жестоко по отношению к брату – к человеку, то оно омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И рай, который мог быть так близко – в сердце нашем, уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает непослушание, своеволие и самолюбие.
Чадо Божие!
«Да постится ум твой от суетных помышлений;
Да постится воля твоя от злого хотения;
Да постятся очи твои от худого видения;
Да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
Да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
Да постятся ноги твои от хождения на злое дело»
Вот это и есть христианский пост, которого ждёт от нас Господь.
Войдём же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов – покаяния, воздержания и смирения – и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху – райское сияние на земле. Аминь.
По книге: «Пповеди Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) СвятУспенский Псково-Печерский монастырь, 2001г.
|