Научить детей главному
Апостол Петр оставил народу Господнему важные пожелания, исполняя которые каждый христианин непременно будет возрастать в благодати. Остановимся на одном из таких призывов: «…Бога бойтесь…» (1 Петр. 2:17).
Ни для кого не секрет, что в людях все меньше остается этого ответственного чувства. В годы господства атеизма (а это семь десятилетий!) у нашего народа выкорчевывали из сознания страх Божий. В итоге – рост преступности, безудержный разврат и демонизация общества. Не боящийся Бога человек становится неуправляемым, мало к чему пригодным.
Вспомним притчу Христа о неправедном судье, за защитой к которому обращалась вдова. Христос, подчеркивая крайнюю негодность судьи, объяснил, почему он стал таким – он «Бога не боялся и людей не стыдился» (Лук. 18:2).
Страх Божий. Сегодня даже христианам не нравится это благостное словосочетание. Оно почему-то давит на их сознание, угнетает их дух. Современные христиане хотят говорить и слышать больше о любви, о милости Божьей. «Ну что вы сосредотачиваетесь на страхе Божьем, - не стыдясь, возмущаются современные богословы. – Страх Господень – лишь начало мудрости! Нужно достигать совершенства, а вы остановились на начальной стадии!»
В Слове Божьем даны емкие и точные определения страха Господнего. «Страх Господень – ненавидеть зло…» (Притч. 8:13). Бог учил нас не просто удаляться от зла, а ненавидеть его, питать в сердце отвращение ко всему греховному, что может огорчить Бога. В 96-м Псалме есть такой вдохновенный призыв: «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (стих 10). Страх Господень и любовь к Богу – однозначные понятия, то есть: любить Бога и бояться Его – это одно и то же. И тем, кто утверждает, что страх Господень – лишь начало мудрости, опираясь на то же Слово Господне, скажем, что «страх Господень есть истинная премудрость…» (Иов. 28:28) в ее наивысшем значении.
Страх Господень не приходит к человеку сам собой. Ему учат и учатся – и это весьма отрадно. «Придите, дети, послушайте меня: страху Господнему научу вас», - приглашает псалмопевец Давид (Пс. 33:12). Не случайно, по-видимому, призыв этот обращен к детям. Детский возраст – самое подходящее время для обучения этой весьма важной истине. Дети не фильтруют информацию, они ей просто верят и воспринимают как абсолютную истину.
Считают, что детям в первую очередь нужно сообщать сведения о познании мира, его красоте и разнообразии. Занимающиеся с детьми чаще всего пытаются картинно представить историю сотворения мира, устраивают для детей нескучные игры, чтобы как-то их заинтересовать. Не это главное. В раннем возрасте в сознании детей нужно заложить прочное основание их жизненной позиции – научить страху перед Богом. Научить детей каждую минуту сознавать, что их поступки, слова, дела и даже мысли видит и слышит Бог! И доброе, чистое, ласковое, любезное поведение детей Бог одобряет и благословляет их. А злое, грязное, драчливое, обидное, хвастливое, нечестное Бог не любит и не может таких детей благословлять.
Ребенок должен бояться сказать плохое слово, бояться обмануть родителей, без спроса что-либо взять, шумливо вести себя на богослужении. И не потому, что родители накажут, а потому что Бог этого не любит.
Как часто этой основополагающей истине не придают должного значения. Спешат рассказать ребенку как можно больше библейских историй, а о главном забывают.
Ребенок озорничает, хулиганит, обижает младших, не покоряется родителям, оскорбляет старших – и не боится, его не сдерживает страх перед Богом. За свои проделки он не просит прощения. Его не научили каяться за плохие слова и дела. А основные библейские события он знает до деталей, рассказы выучил наизусть. Такое воспитание ущербно, оно не сохранит душу ребенка от скверн мира и не сбережет его для вечности. Если ребенок не боится греха, значит, его не научили бояться Бога, когда он был еще малышом.
В 8-10 лет дети уже проверяют информацию, фильтруют ее, сравнивают с тем, что слышат в школе, на улице, что читают в книгах. В этом возрасте они делают выбор, принимают решения, но, увы, зачастую неверные.
Ни в одной мирской книге, ни в школе дети не найдут информацию, подобную той, какую верующие родители могут вложить в доверчивое сердце малышей. За порогом христианского дома, вне церкви ему будут внушать: «Никакого Бога нет!» А как бояться того, кого нет?!
В школе его наставят: «Умей постоять за себя! Не давай себя в обиду!» Мальчики-одноклассники назовут его трусом, если он не закурит с ними. (Сегодня, к несчастью, курят и девочки-школьницы.) Расскажут ему, как ловко они обманули учителя, научат, как лгать родителям, чтобы избежать наказания.
Вне дома и церкви подросток получает информацию, противоположную Библии. И если ребенка не научили бояться огорчить Бога своим поведением, то у него нет никакого нравственного мерила. Он не сможет противостоять лавине злых дел и скверных слов. Грех закружит его в мутном водовороте, и ему не на что будет опереться. Знание библейских событий его не спасет.
Первосвященники, фарисеи и книжники очень хорошо знали Священное Писание и, не дрогнув, совершили величайшее преступление в истории – распяли Господа славы, убили своего Спасителя. «…Страх Господень отводит от зла» (Притчи 16:6), значит, у религиозных вождей не было страха Божьего.
Наблюдая за своими детьми, я заметил такую особенность: малыши просят рассказать одни и те же полюбившиеся им истории! И сегодня, и завтра с удовольствием их слушают! У меня есть кассеты с детскими рассказами – я уже выучил наизусть их содержание, а им не надоедало. Спрашиваю у них: «Дети, какую песню споем?» Они несут детский сборник, открывают страницу с картинкой, где добрый Пастырь находит заблудившуюся овечку, и говорят: «Вот эту споем!» Она – их любимая! Они поют ее каждый день.
С возрастом у детей возникает потребность знать новое, слушать более интересное и захватывающее. Вот почему Давид находил нужным учить детей прежде всего страху Господнему. И нам нужно, пока дети малы, каждый день, изыскивая новые формы, говорить о страхе Божьем, пока они не усвоят эту истину, которая послужит им во спасение.
Соломон в книге Притчей убедительно по-отцовски подтверждает эту мысль: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои так, что ухо твое соделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (2:1-5). Наклонить сердце ребенка к поиску Божественной мудрости, вся суть которой именно в страхе Господнем,- вот главное, что нельзя упускать нам из виду.
Посмотрим, как доходчиво и убедительно преподносит эту истину Давид, пригласив детей для обучения страху Господнему: «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним» (Псалом 33, 13-15).
Учить страху Божьему – это не запугивать детей, а на конкретных простых примерах учить удерживать язык от злых, обидных, грубых, лживых слов, то есть преподать детям необходимые правила поведения дома, в Церкви, в обществе, учить детей просить прощение у тех, кого они обидели. Если ребенка не научат стыдиться своих плохих дел перед людьми, он никогда не будет бояться Бога.
Хорошо не только знать все о мужественных подвигах Давида, но и подражать его мужеству и тому, как он, огорчив Господа, умел слезно каяться. Будучи обличаем, Давид, хотя и был уже царем, не озлобился, как Каин, не упорствовал, не вел себя надменно, как Дафан и Авирон, когда Моисей позвал их прийти для рассуждений (Числ. 16,12). Давид на личном опыте знал, что такое смирение: его прилюдно оскорбляли самыми едкими словами, - он не злословил взаимно. Научить детей молча принимать незаслуженные оскорбления, зная, что этому быть допустил Бог,- как это важно!
Какое чуткое сердце было у Давида: он отрезал всего-навсего край верхней одежды у своего преследователя, который искал души его и не раз пытался его убить, - и сердцу Давида стало больно. Он смутился и в присутствии своих людей, там же в пещере исповедал свою вину. И даже больше того: удержал людей, чтоб и они не посмели поднять руку на помазанника Господнего, хотя Бог давно отступил от Саула (1Цар24,5-8).
В присутствии родителей сын или дочь позволили себе обозвать или передразнить своих сверстников, демонстративно отвернулись, не приняв замечание старших,- ясно, что сердцу отца или матери горько, но горько и больно ли сердцу сына, дочери? Смутились ли они? Опустили ли виновато голову? Готовы ли попросить прощение? Если нет, - не боятся они Бога и не научены страху Господнему. Стишок они расскажут, библейскую историю запомнили лучше других, а практическому применению истин Господних не обучены.
Подростки из христианских семей, не стесняясь, пользуются жаргонными мирскими словами, анекдоты с удовольствием пересказывают, когда их не слышат взрослые, и кто больше знает смешных историй, тот у подростков в почете. От недостатка библейской информации они не страдают, а вот самого главного – страха перед Богом, который устыдит не только рассказчика, но и слушателей непристойных вещей, у них нет. Не вложили мы в их сердца страх Господень.
Юношу и человека зрелого возраста весьма сложно научить страху Господнему. Практически только через суды Господни, жизненные удары, ощутимые утраты, через жестокую жатву взрослые люди начинают страшиться Бога. Гордость взрослого человека Бог прежде смиряет, и только потом некогда строптивые, заносчивые и своевольные люди начинают бояться Бога. «За смирением следует страх Господень…» (Притчи 22,4).
Почему именно детство – лучшая пора научиться страху Господнему? – Потому что к этому призывает Слово Самого Бога: «..собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Втор. 4,10). «О, если бы сердце их было… таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Втор.5,29).
Интересна в этой связи статистика:80% людей, не услышав о Господе до 18 лет, не принимают весть спасения вообще. Вторая впечатляющая цифра: 85% христиан в мире уверовали в Господа с 4-х до 16 лет, то есть в этот период жизни они имели счастье услышать весть о Боге. В этом возрасте их сердце легко покорилось Богу, свободно открылось спасающей вере.
Эту истину провозгласил Сам Христос: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Марк 10, 15). Какое убедительное доказательство возвещать Евангелие благодати малым сим! Взрослому, чтобы войти во спасение, необходимо умалиться до доверчивого детского восприятия истины. Научиться не проверять оскверненным разумом чистый Божественный дар благодати, а детской верой благодарно принять и стать наследником вечной жизни.
Взрослые же люди, к сожалению, при самом обширном уме и незаурядном таланте, тщетно пытаются проверить святую истину и думают, что поступают разумно, скептически заявляя: «Не вижу – значит, не верю! Значит Бога нет!» А если Бог есть, но не поражает сразу грешников, не проявляет себя зримо, то такого Бога взрослые люди не принимают в расчет. Справедливо говорит Писание: «Не скоро совершается суд над худыми делами, от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Еккл. 8,11). Подобное случилось и с народом израильским. Они пришли в страх у горы Синая, потому что гора «вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне, и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась, и звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исх. 19, 18-19). Немного спустя, когда присутствие Того же Самого Бога в стане можно было определять в спокойном облачном столбе днем и в светящемся огненном ночью, и так было изо дня в день, из ночи в ночь,- народ привык. Никого ничем этот столб не пугал. Стоит он и стоит – значит можно грешить, роптать, что угодно делать. Бог молчит, и израильтяне потеряли страх Божий. К тому же, за 430 лет пребывания в египетском плену лишь немногие из них сохранили страх Божий, а число тех, кого наставляли с детства бояться Бога, и вовсе могло быть ничтожно мало.
Ч.Спержен в евангелизационной работе отдавал предпочтение детям. «Им я доверяю больше, чем взрослым. Взрослые скорее меня обманут, потому что они лукавы. Поэтому я охотнее буду работать с детьми. Если я научу ребенка страху Божьему, то он всю жизнь будет служить Богу и не погибнет».
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклониться от него, когда и состариться» (Притчи 22,6). Богословы склоняются к единому мнению, что начало пути – это самый ранний возраст. Один священник со знанием дела заявил: «Дайте мне воспитать ребенка до семи лет, а потом делайте с ним, что хотите, истиной для него останется первая информация».
Мне не раз доводилось беседовать с людьми, пришедшими к Богу в почтенном возрасте. Они непредвзято подтверждают рассуждения, приведенные выше. «Родители мои были коммунисты, но, когда мне было лет 10, мне очень хотелось хоть на немного забежать в Церковь и послушать, что там говорят. Мне нравилось просто постоять в присутствии Божьем. Когда в доме все засыпали, я иногда вставала на колени и молилась, как умела». Эта сестра обратилась к Богу в 60 лет, и я хочу повторить: к Богу чаще всего приходят те, кто с детства имел тяготение к Нему.
Нужно сказать, что человек, не имеющий страха перед Богом, - это самый страшный человек. Эту истину отлично знали еще во времена седой древности. Авраам с женой, спасаясь от голода, пришел пожить к царю Герарскому Авимелеху и сказал о Саре, что она ему сестра. Господь, явившись царю во сне, удержал его от зла. Смущенный и напуганный Авимелех спросил Авраама: «Что ты имел в виду, когда делал это дело?» (Скрыл, что Сара – жена Авраама). Авраам ответил: «Я подумал, что нет на месте сем страха Божия и убьют меня за жену мою» (Бытие , 10-11). Еще в то время люди были такого мнения о небоящихся Бога, и сейчас оно не изменилось: если у человека нет страха Божьего, значит, ждать от него чего-то доброго бессмысленно. Он способен на любое зло.
В послании Римлянам приведена характеристика людей, не ищущих Бога: «Гортань их – открытый гроб, языком своим обманывают, яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови, разрушение и пагуба на путях их, они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (3, 13-18). Все скверно, все отвратительно! И почему? – Нет страха Божьего – вот, где корень всех зол! Вот – самое большое несчастье для человека!
В то время человек, который с детства имеет страх перед Господом, не способен на зло, он не мстителен. Иосифа родные братья продали в Египет. Они знали, что за это заслуживали большего наказания, потому 20 лет скрывали от отца преступное дело. Когда же братья были разоблачены, напал на них немалый страх, что Иосиф все же отомстит им за все бедствия, какие ему пришлось претерпеть из-за их жестокости. Пока Иаков, отец их, был жив, они еще надеялись, что Иосиф, уважая седину отца, не устроит разбирательств. А когда Иаков умер, они сказали друг другу: «Что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отомстить нам за все зло, которое мы ему сделали?» И на сей раз братья снова прибегли ко лжи: передали Иосифу, якобы отец перед смертью завещал простить братьям и не взыскивать за их грех. Иосиф плакал, когда ему говорили это, и сказал: «…не бойтесь, ибо я боюсь Бога.. Я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их, и говорил по сердцу их» (Быт. 50, 19,21). Боящийся Бога никогда не сделает ближнему зла, как бы тот ему не навредил. Он умеет прощать.
Еще один штрих: боящийся Бога, не пободрствовав, может допустить ошибку, но оправдывать себя не станет. Страх Божий не даст ему покоя. Совесть будет судить его до тех пор, пока он не попросит прощение.
Славное обетование оставлено боящимся Бога: «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его» (Притчи 19, 23). Отличительная черта боящихся Бога – всегда всем довольны. Чтобы ни встретилось им в жизни, они уверены: это не случайность! Бог ведет своим путем. Голод, холод, унижение, обиды, а боящийся Бога спокоен, понимает, что все происходящее содействует ему ко благу. Ни ропота, ни жалоб вы не услышите от боящегося Господа. Бог удержит его от всякого зла, оно не постигнет его. Какое богатое наследие у боящихся Бога! Оно имеет обетование жизни настоящей и будущей, а это значит – вечной! Как же важно поэтому научить детей страху Господнему.
Не забудем только: тот научит детей страху Божьему, кто сам боится Бога. Дети – это такой народ, который больше верит глазам, чем ушам. Глядя на родителей, они охотнее воспринимают дело. А если человек наставляет хорошо, а живет плохо, если слово с делом у него не сочетается, то дети раздражаются, протестуют и не покоряются такому обучению. Отцы и матери! Не раздражайте своих детей жизнью, не соответствующей Слову Господнему. Бойтесь Господа вы, бояться будут Бога и ваши дети.
|