Человек и грех
«Что есть человек?» — спрашивал Давид в Псалмах столетия тому назад. Поразительно, что острота этого вопроса не притупилась и в наши дни. Является ли
человек совершенным животным? Быть может, он комбинация химических соединений, реакции которых определяют его жизнь? Или, быть может, он нечто большее? После раскрытия генетического кода и выяснения электрической основы деятельности мозга ответ на выше поставленный вопрос стал еще более
трудным. «Кто я?» — этот вопрос задает себе каждый человек, и ответ на него, знаем мы его или нет, оказывает огромное влияние на наше мышление, нашу деятельность, взгляды, на всю нашу жизнь.
Для христианина самое важное — это истина, это то, что говорит о человеке Библия. Священное Писание дает полные и подробные сведения о человеке: его происхождении и духовной природе, его теле и высоком совершенстве его органов (см. Быт.1:26-27, Быт.2:7-23,
Пс.8:5-9, Деян.17:25-28 и др.). Слово Божье говорит нам, что человек — это не плод игры слепого случая, а результат заботливого, целенаправленного и сознательного замысла Творца. Бог дал человеку жизнь. Человек — творение уникальное и отличное от всей остальной природы. Он подчиняет себе все и доминирует над всем. Он — вершина всего живущего.
В сотворении человека важную роль сыграли два элемента: «прах земной» и «дыхание жизни», данное Богом (Быт.2:7). Единство этих элементов сделало человека живым существом. В теле человека сосредоточено все, что есть лучшего и совершеннейшего в составе видимого мира, так что оно поистине есть малый мир в великом мире Божьем. Но тело с его органами составляет только внешнюю, видимую сторону состава человеческого, невидимую же и духовную сторону составляет душа, существо совершенно отличное от тела, возвышающееся над ним и над всей видимой природой своими особенными совершенствами и преимуществами. Она создана по образу и подобию Божьему, есть дыхание Божье и
отражает в себе совершенства Божественные. Будучи духовна, она одарена различными силами и способностями, в которых проявляет свою духовную деятельность: она имеет способность познавательную, имеет чувство, рассудок и ум. Душа имеет совесть, которая внушает нам, что должно делать и чего избегать, производит над делами нашими свой суд и определение, или одобряет нас, исполняя радостью
сердце наше, или осуждает, поражая нас стыдом, раскаянием и страхом (Рим.2:15, 1
Кор.4:4, 2 Кор.1:12, Евр.13:18, Деян.23:1). Она имеет чувство, или сердце, — способность ощущать приятность или неприятность разных впечатлений, перемен и состояний в ней происходящих, ощущать истинное, прекрасное и доброе в творении Божием, в
нравственной жизни и деятельности человеческой и сочувствовать всему доброму и прекрасному, возноситься благоговейными чувствованиями к источнику всякого истинного блага — Богу, и в Нем, и в соединении с Ним находить высочайшее свое благо
и блаженство. Она имеет волю и свободу воли, может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству.
Библия рассматривает человека как единство
материального и нематериального. Как понимать, что человек создан по образу и подобию Бога? Это не означает, что он физически подобен Богу. Писание ясно говорит, что Бог есть Дух и что Он не имеет телесной оболочки (Ин.4:24). Образ Божий проявляется в человеческой личности. Человек имеет свободную, сознающую себя, рациональную и моральную индивидуальность, подобную индивидуальности Бога. Первый человек — Адам — уже был существом разумным. Он дал имена всем животным (Быт.2:19-20), владел даром мышления и мог связно излагать слова и
мысли. Он обладал моральными и духовными
ценностями. Он мог общаться и общался с Богом. У него была способность сопротивляться злу или уступить ему.
Вначале человек был святым, и все его помыслы были устремлены к Богу. У него не было, как у нас сегодня, внутренней тяги ко греху. Он мог выбрать и зло и добро. И хотя он был искушаем грехом, он не был принужден грешить по своей природе. Адам согрешил сознательно, так как это был акт свободной воли. Таким образом, грех Адама был поступком, за который он был лично ответственен.
Почему Бог не помешал злу существовать во вселенной? Почему Он не создал человека неспособным грешить? Он мог это сделать, но тогда человек не был бы свободным существом.
Грехопадение изменило отношение между Богом и человеком. Его результаты были очевидными и не замедлили себя проявить. Человек потерял первоначальную праведность (Рим.3:10-12,23), потерял связь с Богом и был изгнан от лица Божьего (Быт.3:23-24). Вся человеческая природа была поражена злом (Быт.6:5, Пс.13:2-3). Человеку стало присуще сознание вины и стыда (Быт.3:10), он стал подвержен физической смерти (Быт.3:19) и умер духовно (Еф.2:1,4,5). С грехопадением пострадал образ Божий в человеке: человек стал испорченным созданием, отвращенным от своего Творца. Личность человека стала обезображенной. Человек потерял свою человечность.
Сегодня мы знаем о преступлениях, убийствах, насилиях, воровстве и о многом тому подобном. Какими путями общество старается остановить это зло? Образованием, большим количеством школ, милицией, исправительными учреждениями, но человек остается таким же злым, как и был. Почему? Потому что у него злое сердце: его разум, воля, чувства и понятия совершенно искажены. Человек — грешник. Библия
называет это состояние — падшим. Грех вошел в мир, а следом и смерть, которая перешла во всех людей, потому что в Адаме все согрешили. Это и есть доктрина о происхождении греха. Мы родились в этот мир грешниками, наше сердце развращено, мы грешим в слове, в мыслях и в деле. Мы не любим Господа всем своим сердцем, умом, всей душой и силой. Нас нельзя
назвать грешниками, потому что мы грешим. Мы грешим, потому что мы грешники. Грех — это преступление Божьего закона. Мы виновны и заслуживаем вечного наказания. Мы согрешили и должны умереть, а после смерти предстать на суд. «Возмездие за грех — смерть…» (Рим.6:23).
Грех всегда направлен против Бога. Библия
определяет грех по-разному: как преступление Закона (1 Ин.3:4), как лишение славы Божьей (Рим.3:23), как неспособность делать добро (Иак.4:17). Грех — это не отсутствие каких-то хороших качеств или нравственный недостаток. Это не духовная болезнь и не отсутствие какой бы то ни было добродетели, за которые мы не
несем ответственности. Грех — это сила, это
нечто живое и действующее в нас. Он проявляется в нашем противлении Богу, в противлении Его законам и инстинктивном желании быть независимыми от Него и поступать так, как нам нравится.
Библия говорит, что хотя и есть различия в степени греховности людей, сам факт греховности делает людей равными (Ис.53:6). Весь мир под грехом (Рим.3:19). Человек наследует тенденцию ко греху, которая затем проявляется в нем в той или иной степени. Единственный, Кому удалось избежать этой наследственной склонности ко греху, — был Сам Господь Иисус Христос.
Священное Писание учит, что как в Адаме все умирают, так во Христе все верующие оживают. Весь смысл Евангелия в том, что Бог сделал для нас во Христе то, чего мы не можем делать сами. Мы, поколение за поколением, от Адама наследуем испорченную человеческую природу — грех и вину. Через Христа — второго Адама — мы наследуем новую природу, получаем прощение и праведность. Через Христа нам не просто прощаются наши собственные грешные деяния — во Христе мы получаем новую природу. Во Христе, через Его жертву крестную, Бог дает нам возможность избежать суда и смерти, как возмездия за грех. На Голгофе Бог сделал все
необходимое, чтобы спасти человека, и если человек не воспользуется этой возможностью, он сам ответственен за это. Эта возможность дана каждому из нас. И если бы не было силы, способной изменить человека, для него не было бы надежды. Человек живет и умирает не так, как животные. Смерть не обрывает его существования. И эта реальная истина, что мы живем вечно, повелевает нам задуматься о своей судьбе, своей натуре, о способе жизни, пока мы можем это сделать. Отвечая на вопрос: «Кто я?», Библия ясно говорит, что каждый из нас — личность, целенаправленно созданная Богом по Его Собственному Образу. Мы обладаем вечной значимостью, и душа одного человека стоит больше, чем весь мир (Мк.8:36). Судьба наша вечна: либо навеки с Богом, либо в вечном отлучении от Него.
«Самовластна душа; поэтому диавол может подстрекать, а принудить против воли не имеет власти. Внушает он тебе мысль о любодеянии; если захочешь, то примешь ее, если же не захочешь, то не примешь. Ибо если бы ты любодействовал по необходимости, то почему Бог приготовил геенну? Если бы по природе, а не по свободе делал ты добро, то почему Бог приготовил венцы неизъяснимые? Кротка овца, но она никогда за
кротость свою не увенчается, потому что кротость ее происходит не от свободы, но от природы».
Кирилл Иерусалимский (315 – 387 гг.)
«Сотворивший человека в начале сделал его свободным, ограничив его только одной заповедью. Сделал и богатым среди сладостей рая, а вместе с ним благоволил даровать эти преимущества и всему человеческому роду в одном первом семени. Свобода и богатство заключались в соблюдении заповеди, а истинная бедность и рабство — в преступлении ее».
Григорий Богослов (329 – 389 гг.)
«Чем более солнце приближается, тем меньше становится тень; чем более удаляется, тем больше тень; зайдет солнце — и тень исчезает. Так, чем более Бог
к человеку приближается, тем меньше сам в себе кажется человек, более уничижается смиряется, ибо видит свое недостоинство и ничтожество и величие Божие, и потому смиряется. Напротив, чем более Бог от человека удаляется, тем более человек возносится, величается, гордится. А как совсем удалится Бог от человека, погибает человек, как тень исчезает,
когда зайдет солнце. Берегись, человек, высокоумия, чтобы не пал, как диавол: не высокоумствуй, но бойся.
Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет,а унижающий себя возвысится».
Тихон Задонский (1724 – 1783 гг.)
Тело служит средством и к пороку, и к добродетели, подобно оружию, которое пригодно и на худое, и на доброе, в зависимости от того, в чьем оно употреблении. Так, одним и тем же оружием действуют и воин подвизающийся за отечество, и разбойник, вооружающийся против граждан. Следовательно, никакое оружие не виновно, а виновен тот, кто употребляет его во зло. То же самое надлежит сказать о плоти. Не по собственной природе, а по расположению души она может быть и тем, и другим. Когда ты с жадностью смотришь на чужую красоту, глаз делается оружием неправды не по своему природному действию, но по лукавству управляющего им помысла, потому что назначение глаза смотреть, а не смотреть лукаво. Обуздай помысел — глаз сделается оружием правды.
То же следует сказать о языке, руках и прочем».
Иоанн Златоуст (344 – 407 гг.)
17
|