Суббота, 27.04.2024, 01:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Гражданский брак [3]
Оккультизм [12]
Рок-музыка [4]
Сквернословие [2]
Мать Тереза [7]
О соблюдении заповедей [78]
О вредных добавках в пищу [6]
Интернет страшнее героина [9]
Можем ли мы христиане судить людей? [5]
высшее призвание христианина [22]
свидельства бывших алкоголиков [3]
Употребление языка [14]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Христианский сайт
Главная » Статьи » высшее призвание христианина

Православное и протестанское мышление: точки соприкосновения и отличие

 

О книге В. Лосского

Очерк мистического богословия Восточной Церкви.

 

Вступление.

Владимир Лосский – один из тех православных богословов, который настаивает на том, что богословие должно быть жизненным (мы, протестанты сказали бы, практичным), затрагивать все стороны жизни человека, причем, каждого человека, без исключения

Владимир Лосский – богослов, философ, специалист по Западному средневековью, прекрасно понимающий особенности западного мышления, – в своей книге желает не только показать основные положения Православного богословия, но и достичь при этом западного читателя, твердо веря, что именно в Православии обитает полнота истины. Он один из тех, кто верит, что необходим межденоминационный диалог, при котором не нужно скрывать своих различий, но путь соединения возможен при обсуждении этих отличий

Конечно, вступая в диалог с таким человеком, как Лосский, рискуешь оказаться в положении «смелой Моськи», что лает на слона, потому что интеллектуальный, и, возможно, духовный потенциал автора выбранной книги несравним с потенциалом автора данной работы, но, тем не менее, каждому из нас необходимо исследовать свое посвящение, и тем тщательнее, чем серьезнее был сделан вызов.

И еще очень хочется понять, действительно ли возможен конструктивный диалог, сохраняющий духовные ценности как восточного, так и западного мировосприятий? Ведь все равно, Лосский подразумевает, что если и возможно слияние, то только на условиях Православия, ведь только оно сохранила полноту Откровения. Поэтому в его книге ощущается сильный апологетический акцент, который немало усиливает вызов, брошенный евангельскому мировоззрению. И этот вызов нельзя игнорировать.

Чтобы до конца понять чужую логику, видимо, недостаточно просто внимательно слушать носителя этой логики, необходимо жить внутри этой логики. «Чтоб понять печаль Ибрагима, надо быть Ибрагимом». Чуждые идеи, даже если изящно и безупречно составляют единую логичную цепь, все равно остаются чуждыми. Именно по этой причине раскололась Церковь. Именно поэтому существующие разные подходы к пониманию Троицы и исхождению Духа Святого не могут найти точек соприкосновения. Если Истина одна, значит следующие ей должны быть едины, говорят представители разных подходов, подразумевая при этом единство, организованное на основании их подхода. И всякий синтез для них – это компромисс, разрушающий Истину, ведущий к либерализму и бесхребетной постмодернистской экумении.

Но все-таки есть ли возможность понять действие Божье в Своем Царстве? Можно ли примирить, или устроить диалог двух логик так, чтобы обе стороны взаимно признали ценность другой стороны, признали факт благословения Божьего не только у себя? Чтоб единство Церкви состоялось до Пришествия Христа? Трудно сказать однозначно, но все равно необходимо рассматривать и иные подходы, хотя бы для того, чтобы обогащать свое поклонение Богу.

Две логики.

Мы знаем, что мировосприятия Востока и Запада разные. Если Восток рассматривает мир в целом и воспринимает его визуально, то Запад раскладывает мир на отдельные категории и мыслит концептуально

Мы же, наоборот, подходим к пониманию мира с утверждающими предпосылками (катафатичный подход), наше богословие христоцентрично, и мы видим возможность благотворного воздействия на мир только через деятельность людей, чьи сердца обновлены Духом Святым, когда как в восточном понимании это воздействие происходит через таинство.

В. Лосский излагает богословские концепции, блестяще следуя логике, используемой Востоком. Ведь разделение Божественной сущности от Его энергий – было ни чем иным, как логическим выводом, вытекающим из апофатичного подхода к богопознанию

Понимание боговоплощения в Православии привело к почитанию икон, к синтезу Церкви и государства, к заимствованию языческих практик, чего не скрывают ни современные богословы (А. Шмеман

Когда греческая философия достигла своего зенита в Плотине, в тот век и в том же городе творил человек, именуемый "отцом православного богословия" — Ориген. Св. Василий Великий и св. Григорий Богослов успели окончить афинский (еще языческий) университет прежде его заката и успели посоветовать своим ученикам взять в свой христианский путь великих языческих авторов

Желание следовать своей логике до конца и приводят к некоторым выводам и практикам, которые представители другой «логики» никак не могут принять. Например, почитание икон был логическим выводом из истины Воплощения: поскольку Бог стал во Христе видимым, значит и изображать Его можно и должно, ибо благодаря Воплощению, материя теперь имеет способность содержать в себе благодать Божью (энергию), а уж икона – тем более. Так что отрицающие иконы отрицают суть Воплощения.

Итак, богословие в изложении Лосского весьма логично. И во многих отношениях полезно.

Ведь действительно, если мы обвиняем православных к склонности к идолопоклонству в их практике иконопочитания, то порой сами не замечаем, что сами скатываемся в не менее стойкое идолопоклонство, если держимся только за утверждающий, положительный подход (имеется в виду «популярный баптизм»). В стремлении все всегда утверждать и уточнять, не избежать личного предпочтения, которое неизбежно будет влиять на наши утверждения. Бог становится каким-то определенным, с ясно очерченными контурами, Его характер поразительно схож с характером проповедника, и появляется желание навязать этого Бога другим. Так появляется идол. И расколы.

И наш разум, склонный систематизировать и все укладывать по полочкам должен иногда смиряться перед фактом своей ограниченности и зависимости от Бога. И этому смирению разума нимало может способствовать апофатика. Жаль, что мы не понимаем, что часто нуждаемся друг в друге!

Автор последовательно раскладывает перед читателем картину православного богословия и мировоззрения, используя самый мощный аргумент – Предание

Опыт невозможно опровергнуть. Действительно, трудно спорить с человеком, утверждающим: «Мне Бог сказал»! Оценить опыт можно только своим опытом, или рациональными идеями. Но что для апофатики рациональная идея? А если мой опыт будет отличным от опыта Церкви, то он будет признан бесовским. Или просто плодом гордого ума.

Итак, используя логику апофатики, как меч, Предание, как щит, автор книги делает виртуозный выпад против западного мировоззрения и как бы говорит: «У вас не остается шансов на другое мнение». Но с таким выводом спешить не стоит.

 

Беда последовательности.

Наш разум так устроен, что не может выносить непоследовательности. Он стремится связать все факты мира, которые он видит, и о которых знает, так, чтоб они создавали стройную систему. Наша склонность мыслить логично и последовательно – признак нашей ограниченности, как творения. Границы нашего познания говорят нам о том, что мы не сможем охватить умом всю реальность, и нам необходимо понять, что в своем познании мы нуждаемся в Откровении и в ведении Творца. Нам трудно удержать три-четыре факта сразу, нам очень трудно удерживать в голове две антиномичные идеи, которые присутствуют в Писании, но мы знаем, что Бог может удерживать все детали творения сразу, во всех местах и во все времена. Нам же необходимо идти от одной идеи к другой, развивать их так, чтоб отобразить некую главную концепцию.  Видимо поэтому Бог давал людям свое Откровение постепенно, последовательно. И вот такая наша способность мыслить может не только помочь познавать Господа, но и привести к проблемам.

Логической последовательности богословия В. Лосского не всегда соответствует последовательность историческая и внутренняя логика Писания. Апологеты православного Предания утверждают, что иконы были чуть ли не с самого начала существования Церкви. Например, древний писатель Максим Грек утверждает, что апостолы повелели написать Евангелисту Луке икону Христа, а потом и Богоматери, и после все они дружно им поклонялись

Но богословская последовательность развивается, двигаясь от идеи к идее: воплощение Бога стало означать, что Бог посетил материю, и она может теперь быть благодатной, т.е. такой, какой была задумана Творцом от начала. А раз так, то икона есть один из носителей такой благодатной энергии. Следя за развитием такой последовательности идей можно спросить: а не пересекли ли в какой-то момент границу дозволенного? Не случилось ли так, что люди, будучи верными своим человеческим способностям разума, своей последовательностью стали разрушать веру, ту веру, как она описана апостолами? И не случилось ли так, что веря в возможность освящения Христом всего мироздания, в том числе и государственную власть, и последовательно сливаясь с государственностью, Церковь где-то перешла границу и стала допускать компромиссы, убивающие святость, преступая заповеди и уничтожающие ту же веру?

Наш дар от Бога – разум – стал приносить беду. Запад и Восток остались верными своим логикам, сформировавшимся на протяжении веков, и две последовательности двух миров привели к непереходимой пропасти, к неприятию и к глубокому расколу. Именно разность мышления привела к обвинениям в ереси. Но люди не заметили, что желание остаться последовательным стала их самих приводить к ересям, когда стали пересекаться границы дозволенного Богом. Что такое смирение? Это способность принимать свою ограниченность, и способность вовремя остановиться, чтобы не зайти далеко в своих рассуждениях! Что такое вера? Это доверие фактам, к который разум не способен прийти самостоятельно, но они появляются в результате Откровения. Мне иногда кажется, что разум нам дан для того, чтоб мы осознали свое без-умие, свою ограниченность и всегда помнили, что мы зависимы от Бога, мы всегда нуждаемся в Его ведении. Греческое мышление, безусловно,  помогло Церкви сформулировать многие постулаты веры, которых мы до сих пор придерживаемся. Но будучи верной своему следованию по течению греческой мысли, Церковь стала «оязычиваться», стала философствовать, и уже пересекла границу, о которой сказал Иеремия:

Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их? (Иер.8:9)

Исторически сложившаяся сложная литургия призвана особым образом благодатно влиять на сердца людей, помогая им более познавать Бога, через таинства Бог укрепляется в человеке. Но простая логика Писания сводит на нет всю пышность и «выспренность» литургии:

…да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. (Еф.3:16-19)

Заключение.

Я не против последовательности. Как уже было сказано, разум – это дар Божий. Но именно безупречно логичная книга Владимира Лосского наглядно показала, что Откровение дается несовершенным людям, и те часто некоторые свои мысли вплетали в это Откровение. Например, Григорий Нисский утверждал, что адские муки будут уменьшаться, а потом вообще сойдут на нет. Или утверждение Климента Римского в его I послании к Коринфянам (глава XXV) о существовании в Аравии птицы Феникс

Такие нелепости у таких великих людей приводят к мысли: а вот существование разных взглядов на мир не есть ли Божий замысел о том, чтобы мы, глядя друг на друга, видели свое несовершенство и чужие достоинства. Бог действует в мире, и мы можем делиться опытом, каждый своим. Конечно, до такой идиллической картины единства еще далеко, мы видим, что ныне существует между церквями вражда и непримиримость.

Я не призываю отказываться от своих доктрин, потому что все-таки доктрины это откровение Божьей истины, систематизированные и составленные на языке ныне существующей культуры. Мы видим в Писании, что Сам Бог взаимодействовал с людьми в рамках их культурных представлений и обычаев, но Он всегда был предельно понятен и ясен, Его повеления во все времена «умудряют простых» и «веселят сердце», но нам необходимо смиряться и с тем, что Бог действует и в других культурах, приспосабливая Свою весть (по форме, не по сути) к мышлению людей данной культуры.

И случается так, что люди начинают превозноситься и считать свою культуру «богоносной» и милость Божью обращают в какую-то особую привилегию и так рождается претензия на мировое религиозное лидерство.

Владимир Лосский абсолютно прав, когда говорит о том, что богословие должно быть мистичным, не отвлеченным от реальной жизни в Боге, ведь Предание, это, в общем-то опыт жизни Церкви. Я не могу утверждать, что последовательность доктрин, которой придерживаюсь я, – самая совершенная, но ценность богословия, исповедуемого мной в том, что оно именно мистично, я вижу благословения Божьи в моей жизни, я вижу, как и в моем, западном мировосприятии есть место для Его благодати, вернее сказать, Бог достигает и западного человека, и западное, пусть примитивное, мышление не является препятствием для благодати Его. Этот-то факт ни за что не хотят признать восточные богословы, и поэтому многие апологетические многомудрые нагромождения идей кажутся лишними по сравнению с той простотой, с какой Бог дает мудрость (Иак. 1:5).

Владыка Прокл (епископ над Ульяновской епархией) в личной беседе в братской комнате баптистской церкви заявил, что наша деятельность по распространению Евангелия достойна высшей похвалы, и выразил сожаление, что Православная церковь утеряла где-то простоту Евангельской Вести в литургической сложности.

Быть по-настоящему последовательным можно только лишь последуя за Христом, имея с Ним Связь живую. И хочется закончить словами, которыми заканчивает бл. Августин свою книгу «О Троице»:

«Господи, Боже Единый, Боже Троице, то, что я сказал в этой книге от Тебя, пусть это будет принято как Твое; если же что-то я сказал от себя, то да простишь меня Ты, и те, кто Твои».

Библиография.

Кураев Андрей. Протестантам о православии. Сайт А. Кураева.

Лосский Владимир Очерк мистического богословия восточной церкви. Москва: Догматическое богословие, 1991

Лосский Владимир. Догматическое богословие. Центр СЭИ. Москва. 1991

Моисеев Дмитрий. Ошибались ли святые. Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library.

Преп. Максим Грек. Против лютеран. Библиотека форума "Православная беседа": http://pravbeseda.org/library.

Фернберн Дональд. Иными глазами. Ровно.2002.

Шмеман Александр. Исторический путь Православия. «Пролог». Киев. 2003.

         Павел Третьяков

Павел Третьяков <>
Категория: высшее призвание христианина | Добавил: christianin (17.03.2011)
Просмотров: 814 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024