Понедельник, 06.05.2024, 18:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Гражданский брак [3]
Оккультизм [12]
Рок-музыка [4]
Сквернословие [2]
Мать Тереза [7]
О соблюдении заповедей [78]
О вредных добавках в пищу [6]
Интернет страшнее героина [9]
Можем ли мы христиане судить людей? [5]
высшее призвание христианина [22]
свидельства бывших алкоголиков [3]
Употребление языка [14]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60
Христианский сайт
Главная » Статьи » высшее призвание христианина

Семь смертных грехов
СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ
Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее. Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьезности): гордыня, тщеславие, духовная леность, гнев, уныние, алчность, сладострастие и чревоугодие. Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на свое эго ( то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное). В 6 веке папа Римский Григорий первый сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть. Список был составлен по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие ( то есть гордыня более всех прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной). Гордость, гордыня (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие – это чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Зависть – это желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди. Гнев – это противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Леность, праздность, уныние – это избегание физической и духовной работы. Алчность, жадность, скупость, сребролюбие – это желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного. Чревоугодие, обжорство, чревонеистовство – несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется. Сладострастие, блуд, похоть, распутство – страстное желание плотских удовольствий. Самым вредным из них однозначно является гордыня. Интересной может показаться статья «Семь смертных грехов и наше здоровье», рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Библия достаточно очевидно свидетельствует, что сорным травам уподобляются грехи и грешники, причем показывается не просто их опасность, но и агрессивность. Сами же сорняки – порождение падшего мира, следствие грехопадения и одновременно кара за него, символ разрушения и гибели. Общее свойство сорняков – образовывать подземную систему побегов ( при этом острый молодой побег пырея вполне в состоянии проткнуть насквозь картофельный клубень), некоторые из них дают подземные побеги на значительной глубине, так что отдельный пучок вроде бы вырывается довольно легко, но это не помогает, а создает только видимость чистоты. Иногда такие побеги бывают жесткими, как проволока, и могут поранить руку, впрочем, режут руки и сами эти растения. Среди злаковых сорняков есть нежная на вид травка, которая вырывается без особых усилий, но вместе со всем плодородным слоем почвы. Оборотная сторона жизненной силы сорняков в том, что они совершенно истощают почву, а не просто заражают ее своими корнями и семенами, и было бы заблуждением утверждать в духе терпимости, что место под солнцем найдется всем, и что культурные растения должны сосуществовать с растениями сорными, так как плевелы подобной терпимостью вовсе не отличаются и места под солнцем требуют не для того, чтобы с кем-то сосуществовать, а для себя и только для себя. В Библии, в послании к Евреям , 6 главе, 8 стихе говорится, что земля «производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение». Изложение проблемы страсти, представленное ниже, основывается на изучении трудов святых отцов Иоанна Кассиана, Ефрема Сирианина, Иоанна Лествичника, Нила Синайского, Григория Паламы, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, Силуана Афонского и других. «Их святость ручается за их верность», - сказал в свое время святитель Игнатий Брянчанинов. Страсть – это особая наклонность души, имеющая тягу к непомерному росту и к подавлению собою всех прочих качеств души и проявлений личности (Григорий Палама 16 век). Развитие страсти есть процесс деформации душевной сферы, ведущий к расстройству душевной жизни до состояния хаоса. Страсти суть «одержимости» различной степени напряжения и силы. Влекущая сила страсти над человеком состоит в обещании услаждения, удовольствия (Силуан Афонский, 20 век). Человек не духовный стремится жить по «принципу удовольствия», но не по «принципу реальности», и тем более, не по «принципу Божия Благословения». Жить не по «принципу удовольствия», устоять перед соблазнами и искушениями человеку очень непросто. Для этого необходимо духовное знание, одухотворенное чувствование и духовный подвиг, труд души по преодолению влечения страстей. Страсти же суть основные побудители, основные мотивы, определяющие поведение человека. Страсти – это те тонкие, но прочные нити, из которых соткан его характер. Именно они обуславливают своеобразие и устойчивость характера, а, следовательно, и поведение человека. Понятие «страсть» объясняет живучесть и неискоренимость в истории человечества разнообразных преступлений и таких пороков, как пьянство, проституция, половые извращения, агрессивность, насилие, властолюбие, алчность, зависть… Православная аскетика выделяет восемь основных страстей, которым подвержены люди: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Каждая из них включает многие десятки пристрастий различной степени напряжения и силы, которые переплетаясь в различном соотношении в душе человека, обуславливают особенность, уникальность его характера. Среди отрицательных черт характера, обусловленные страстными наклонностями человека, есть такие, которые в обыденном сознании считаются вполне извинительными. Таковыми являются, например, раздражительность, мнительность, застенчивость, гордость, ранимость, болтливость и тому подобное. Наклонность же души, противоположная страсти, носит название добродетели, например, чревоугодие – это страсть, а воздержание – добродетель, ей противоположная. И далее: блуд – целомудрие, сребролюбие – бескорыстие, гнев – кротость, печаль – радость, тщеславие – скромность, гордость – смирение. Таким образом, православная психология определяет страсть как однозначно отрицательное, негативное, безнравственное, аморальное устремление души, как порок, грех. А такие страсти, как гордость, сребролюбие, блуд, гнев, чревоугодие, зависть и уныние являются грехами к смерти. Трудно представить какой-либо поведенческий акт, совершаемый человеком, какой-либо поступок, даже, казалось бы, благородный, в котором исходным мотивом не явилось бы страстное побуждение. Весьма определенно на этот счет высказался И.Кант: «Людьми движут чаще всего аморальные мотивы». Человек страстный – не свободен, потому что является рабом своей страсти, рабом греха. Апостол Павел выразил это так: «Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7: 15, 19). В поэтической форме проблему страсти изложил Н.Кроткий в стихотворении «Раб греха»: Опять живу не так, как надо, Живу не так, как сам хочу. Что не творю – душа не рада, Где нужно плакать – хохочу. Хочу быть добрым – озлобляюсь. Хочу быть трезвым – снова пью. Хочу поститься – объедаюсь. Хочу петь песни – слезы лью. Хочу быть скромным – восхваляюсь. Хочу быть щедрым, но скуплюсь. Хочу трудиться – расслабляюсь. Хочу быть верным – волочусь. Хочу сдержаться, но болтаю. Хочу бороться, но молчу. Хочу гореть, но остываю. Хочу, хочу, хочу, хочу… Зачем живу не так как надо? И почему – не как хочу? Свобода – крест, а не награда. Добра хочу, а зло верчу. И в паутине искушений Не Божий раб, а раб греха, Погряз я в жажде наслаждений, Погибну я наверняка. Но чью я волю выполняю, Я, раб греха, коль не свою? И пусть я беса проклинаю, Ему служу всю жизнь мою. Каков механизм пленения человека страстью? Вот как излагает этот процесс развития помысла, который фактически является процессом формирования мотива, преподобный Силуан Афонский: «Первый момент – приближающееся к человеку извне некое духовное влияние, которое сначала может быть совсем неясным, неоформленным. Первичная стадия оформления - появление в поле внутреннего зрения человека некоего образа… Образы в иных случаях носят характер, по преимуществу, видоподобный, в иных же – по преимуществу, мысленный, но более часто – смешанный. Так как и видоподобные образы влекут за собою ту или иную мысль, то всякие образы у подвижников именуются помыслами. У бесстрастного человека «владычественный» ум может остановиться на пришедшем помысле, оставаясь при этом вполне свободным от власти его. Но если в человеке есть «место», есть соответствующая почва как расположение к тому духу, который заключен в помысле, тогда энергия этого последнего стремится захватить психический мир, то есть сердце, душу человека, достигают же этого тем, что в предрасположенной к пороку вызывают некоторое чувство услаждения, свойственное той или иной страсти. В этом услаждении и заключено искушение. Но и этот момент услаждения хотя и свидетельствует о несовершенстве человека, однако не вменяется еще в грех: это только «предложение» греха. «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», - назидал апостол Павел (1Кор. 6:12). За потакание своим страстям и своей плоти, за получаемое удовольствие человек жестоко расплачивается, принося в жертву, прежде всего, собственное здоровье. Расплата за чревоугодие – ожирение, болезни печени, желчного пузыря, желудка, поджелудочной железы, атеросклероз… Расплата за сластолюбие – сахарный диабет, аллергия, дисбактериозы, болезни зубов, кишечника. Расплата за пристрастие к алкоголю – алкоголизм, деградация личности, психозы, вырождение. Расплата за блуд – венерические заболевания, СПИД, гинекологические болезни, бесплодие, простатит, уретрит, импотенция. Расплата за сребролюбие и зависть – нервно-психические расстройства. Расплата за гнев (злобу) – гипертония, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульты, мочекаменная и желчнокаменная болезни, неврастения, психопатия, эпилепсия. Расплата за уныние (жалость к себе) – депрессивные неврозы и психозы, болезни почек, ослабление иммунной системы, онкологические заболевания. Расплата за отчаяние (чувство безнадежности) – суицидный синдром, самоубийство. Расплата за тщеславие, которое обычно сопровождается гневливостью, - болезни сердечно-сосудистой системы и нервно-психические заболевания (неврозы, маниакальные состояния). Расплата за гордость – психопатия, шизофрения, дискогенные радикулиты, остеохондроз и другие болезни позвоночника. Порождаемые страстными устремлениями душевные переживания являются теми отрицательными энергиями, которые и производят разрушение организма – носителя этих страстей. Это и есть закономерное и неизбежное воздаяние за совершение греха. Виновата душа, а страдает тело. Впрочем, и душа тоже, если речь идет о душевных страданиях. Чтобы обуздать страсть, необходимо обрести противоположную страсти наклонность души – добродетель. Перековать дух, повернуть его к деланию добра очень непросто. Это достигается , прежде всего, путем отказа от греховного образа мышления, от страстного чувствования, путем постоянного утверждения в строгом самоограничении и самодисциплине, путем непрестанного призывания в молитве того духа, который мы желаем стяжать (например, духа кротости, смирения, целомудрия, любви), Святого Имени Того, Кто указал в Евангелии путь спасения для каждой человеческой души. Попытка перемены поведения и переживаний, изменения характера в целом только лишь психологическими и психотерапевтическими приемами, технологиями и тренингами, вне духовной практики, являются поверхностными и, как правило, если имеют какой-то эффект, то лишь временный. Такие попытки подобны строительству дома на песке: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое» (Ев. от Матфея 7:27). Построение же духовного дома на камне веры, надежды, любви, под сенью премудрости Божией, способствует не только изменению поведения человека в желаемом им самим направлении, но и его полноценному духовному возрождению.
Категория: высшее призвание христианина | Добавил: christianin (09.03.2010)
Просмотров: 1489 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024